admin

Керамика. Фарфор

Глина во все времена считалась современным материалом. И сегодня наш быт окружают облицовочные плиты, ванны, раковины, кувшины, чашки. Фарфоровая посуда, как и печной кирпич, являются изделиями из обожженной глины — керамики.

Читая статьи нашего сайта www.kefa.ru, вы научитесь простым способам определения пригодности глины для лепки. Узнаете, как ее заготовить и обработать. Пройдя все стадии подготовки глиняного теста, вы сможете приступить к формовке глиняных изделий. Простые и наглядные схемы и рисунки позволят даже начинающим умельцам разобраться в процессах изготовления и самостоятельно вылепить игрушки, настенные панно и посуду, а также обжечь, глазуровать и декоративно отделать их.

Удивительная глина

Мало кому известно, что жители Севера - чукчи и коряки — употребляли глину... в пищу. Конечно, не всякую глину, а белую, называемую северянами «земляным жиром». Ели земляной жир вместе с оленьим молоком или же добавляли в мясной бульон. «Съедобной» глиной не брезговали и европейцы, приготовляя из нее лакомство наподобие конфет.

Попав на необитаемый остров, знаменитый герой романа Д. Дефо Робинзон Крузо вскоре понял, что наладить нормальную жизнь без добротной глиняной посуды просто невозможно. Чтобы научиться делать более или менее сносную посуду, ему пришлось самостоятельно пройти весь путь, который прошло гончарное ремесло от древнейших времен до современности. Ведь он приступил к лепке посуды, имея смутное представление о работе с глиной. О своих неудачах и успехах он достаточно подробно поведал читателям: «Воображаю, как посмеялся бы надо мной (а может быть, и пожалел бы меня) читатель, если б я рассказал, как неумело я замесил глину, какие нелепые, неуклюжие, уродливые произведения выходили у меня, сколько моих изделий развалилось оттого, что глина была слишком рыхлая и не выдерживала собственной тяжести, сколько других потрескалось оттого, что я поспешил выставить их на солнце, и сколько рассыпалось на мелкие куски при первом же прикосновении к ним до и после просушки». Глиняную посуду, которую Робинзону все же с великим трудом удалось изготовить, можно было использовать только для хранения сухих продуктов — зерна и муки. Но ему нужна была посуда для варки пищи, не боящаяся ни воды, ни огня.

И здесь пытливому и наблюдательному отшельнику помог случай. Однажды ему на глаза попался черепок от разбившегося горшка, побывавший в костре. Черепок стал красным, как кирпич, и твердым, как камень. И Робинзон сделал вывод: «...если черецок так затвердел в огне, то, значит, с таким же успехом можно обжечь на огне и целую посудину... Поставив на кучу горячей золы три больших глиняных горшка и на них три поменьше, я обложил их кругом и сверху дровами и хворостом и развел огонь...

Я сидел подле них всю ночь, чтобы не дать огню слишком быстро погаснуть, и к утру в моем распоряжении было три очень хороших, хотя и не очень красивых, глиняных кувшина и три горшка, так хорошо обожженных, что лучше нельзя и желать... Я думаю, ни один человек в мире не испытывал такой радости по поводу столь заурядной вещи, какую испытывал я, когда убедился, что мне удалось сделать вполне огнеупорную глиняную посуду». Каждый, кто впервые самостоятельно приступает к работе с глиной, испытывает не меньше трудностей, чем знаменитый отшельник Робинзон Крузо.

Полученных из статей нашего сайта сведений будет вполне достаточно, чтобы сделать первые шаги, все остальное будет зависеть от вашего вкуса и фантазии, трудолюбия и пытливости. Приступая к работе с глиной, помните старинную русскую поговорку: не боги горшки обжигают, а мастера!


Керамика

История керамики и фарфора поражает богатством и разнообразием стилей. От классической красоты греческих ваз и грубоватой непритязательности средневековой керамики до изящества классического фарфора, от изобилия девятнадцатого столетия до бурного расцвета художественной керамики и Арт Нуво, неудержимой фантазии Арт Деко 1920 - 1930 годов - керамика разнообразна, как и сама человеческая культура. Совершите путешествие в мир керамики и фарфора. Читайте разные статьи сайта.

Производство керамических изделий – посуды и хозяйственной утвари является, пожалуй наиболее древним занятием человека, именно по характеру черепков, найденных в местах древних поселений археологи определяют их принадлежность к той или иной культуре. Несмотря на свою древность, керамика находит свое применение и в 21 веке, при этом наибольшая часть объема производства приходится на керамическую посуду.

Фарфор

Фарфор – благороднейший и наиболее совершенный вид керамики. От всех других видов он в то же время отличается некоторыми особыми свойствами, например тем, что его масса не только на поверхности, но и в изломе абсолютно бела. Характерна также прозрачность в наиболее тонких частях черепка. Состоит фарфор из смеси различных сортов глины и из просвечивающей глазури, которой покрыт черепок. Если дважды обожженная фарфоровая масса оставляется без глазури, как было принято на некоторых фарфоровых заводах при изготовлении мелкой пластики, медальонов, реже посуды – такой фарфор называется бисквитным.


История глины

Когда пять тысяч лет тому назад в Месопотамии была изобретена письменность, первую «бумагу» стали делать из глины. На тонких глиняных табличках писали так же привычно, как сейчас пишут на бумаге. (Кстати, белая глина обязательно входит в состав современной бумаги. Значит, в какой-то мере мы и сейчас пишем на глине.) Среди найденных при раскопках глиняных табличек встречаются всевозможные документы: законы, справки, хозяйственные отчеты. Глиняные таблички стали страницами и самых первых книг, написанных древними авторами. На них были увековечены эпические поэмы, религиозные гимны, пословицы и поговорки, сложенные в те далекие годы. Одни таблички после выполнения надписей лишь хорошо просушивали на солнце, а другие, более ценные, предназначенные для долгого хранения, — обжигались.

Люди с незапамятных времен лепили из глины необходимые в быту предметы, прежде всего посуду. Только вот беда: посуда из необожженной глины очень хрупкая и к тому же боится влаги. В такой посуде можно было хранить только сухие продукты. Разгребая золу угасшего костра, древний человек не раз замечал, что глинистая почва в том месте, где горел костер, становилась твердой, как камень, и не размывалась дождями. Возможно, это наблюдение и надоумило человека обжигать посуду на костре. Как бы то ни было, но обожженная в костре глина была первым в истории человечества искусственным материалом, который получил впоследствии название керамики. С развитием техники отформованные и высушенные глиняные изделия стали обжигать уже не в кострах, а в специальных печах — горнах. На Руси само слово «гончар» произошло от названия обжиговых печей. В старину мастеров, работающих с глиной, называли гончарами, но со временем буква «р», затрудняющая произношение, была утрачена. Керамические изделия — самые распространенные находки археологов.

Ведь в отличие от дерева глина не гниет и не горит, не окисляется, подобно металлу. Многие глиняные предметы дошли до нас в первозданном виде. Это прежде всего разнообразная посуда, светильники, детские игрушки, культовые статуэтки, литейные формы, грузила для рыболовных сетей, пряслица для веретен, катушки для ниток, бусы, пуговицы и многое другое.

В руках талантливых мастеров обычные вещи превращались в истинные произведения декоративно-прикладного искусства. Высокого развития искусство керамики достигло в Древнем Египте, Ассирии, Вавилоне, Греции и Китае. Многие музеи мира украшает посуда, изготовленная древними гончарами.

Старые мастера умели лепить посуду порой гигантских размеров. Поражают высоким техническим мастерством греческие пифосы — сосуды для воды и вина, достигающие высоты двух метров. Именно в сосуде-пифосе, а не в бочке, как принято считать, жил древнегреческий философ Диоген.

В наше время утрачены многие секреты, которыми владели древние мастера. Несмотря на высокое развитие производства, современные керамисты еще не сумели раскрыть тайну приготовления глазури, которая покрывает две большие вазы, обнаруженные при раскопках китайскими археологами. Когда в найденные вазы налили воду, глазурь тут же потемнела и изменила цвет. Стоило только вылить воду, как сосуды вновь обрели свою первоначальную белизну. Хотя эти удивительные вазы-хамелеоны были сработаны китайскими гончарами более тысячи лет назад, они не утратили своих удивительных свойств. Славилась керамикой и Древняя Русь. Из мастерских гончаров выходили чаши, блюда, кувшины, кубышки, рукомои, печные горшки и даже кувшины-календари.

Каждый календарь представлял собой кувшин, на котором штампиками наносились определенные знаки в прямоугольнике, отведенном каждому месяцу. Кроме календарей, рассчитанных на круглый год, были сельскохозяйственные календари, охватывающие срок с апреля по август, то есть от посева до жатвы хлеба. На таком календаре особыми знаками указывались важнейшие языческие праздники, сроки полевых работ и даже дни, когда нужно было у неба просить дождя или вёдра (солнечной погоды). В сам же кувшин-календарь заливалась освященная вода, которой кра-пили поля во время молебна. Столовую посуду русские гончары расписывали специальными керамическими красками либо ангобами (жидкими цветными глинами), покрывали стекловидной поливой — глазурью. Особенно много вы-делывалось чернолощеной посуды.

Слегка подсохшие изделия натирали до блеска лощилом (гладким камнем или отполированной костью), а затем обжигали на коптящем пламени без допуска в горн кислорода. После обжига посуда приобретала красивую серебристо-черную или серую поверхность, одновременно она становилась более прочной и менее влагопроницаемой. Глиняная посуда есть в каждом современном жилище, хотя трудно поверить, что сверкающие белизной фарфоровые чашки и тарелки — родственники закоптелых печных горшков, горлачей и всевозможных махоток, вылепленных из темной глины. Но посуда из белой и темной глины — не соперники, каждая хороша для своего назначения.

Самый ароматный чай можно заварить только в фарфоровом чайнике, а самый вкусный варенец из коровьего молока можно приготовить лишь в глиняном горлаче да еще и в русской печи.

В современном городском жилище глина присутствует также в виде всевозможных облицовочных плит, ванн, раковин.

Словом, глина всегда современный материал, без которого невозможно обойтись ни в настоящем, ни в будущем. Издревле глина служила человеку не только как сырье для керамики и строительства. Народные целители применяли глину как своеобразное целебное средство. Например, растяжение жил лечили пластырем, приготовленным из желтой глины, разведенной в уксусе. Для того чтобы унять боли в пояснице и суставах, накладывали на больные места пластырь из глины, разведенной в горячей воде с добавлением керосина. Знахари отдавали предпочтение печной глине, используя ее при ворожбе, нашептывании от сглаза и лечении лихорадки. В качестве медицинского оборудования в ход шла различная глиняная посуда. В одних сосудах готовили снадобье, в других хранили сушеные травы и коренья. А самые маленькие горшочки, которые за свои небольшие размеры назывались махотками, использовались при простудах как обычные медицинские банки. Вероятно, первая медицинская грелка также была глиняной. Сначала в качестве грелки применяли кувшин с узким горлышком, в который наливали горячую воду. Потом по заказам лекарей гончары стали изготавливать специальные медицинские грелки в виде низкой посудины с плоским широким дном и плотно закрывающимся горлышком.

Даже обычный красный кирпич, как говорят, был поставлен на службу здоровья. Его накаляли в печи, затем сыпали сверху луковую шелуху, вдыхая в себя появляющийся при этом дым. Современная медицина подтверждает, что подобная ингаляция помогает при простудных заболеваниях. С помощью раскаленного кирпича можно также продезинфицировать помещение, изгнать из него комаров и мух. Только в этих случаях вместо луковой шелухи использовалась полынь и ветки можжевельника.