Изделия из китайского фарфора
Среди монохромного фарфора особенно рано стали известны в Европе замечательные толстостенные изделия, имеющие сероватый черепок, покрываемый зеленоватой глазурью разнообразных, очень нежных оттенков, как потом было установлено, производимые в провинции Чжэ-цзян, в округе Лун-цюань. Благодаря своей прочности и высоким художественным достоинствам, они пользовались за пределами Китая большим спросом и уже с XIII в. вызывали местные подражания – в Египте и странах Ближнего Востока.
Произведенные на местах старых керамических печей раскопки обнаружили большое количество тонкостенных черепков, дающих основание считать, что здесь производили и очень тонкий изящный фарфор, по своей хрупкости не пригодный для дальних перевозок и предназначаемый, несомненно, для местного употребления.
Роспись в это время занимала второстепенное место в декоровке керамических изделий, уступая первенство гравировке, лепке и формовке с частичной разрисовкой. И только в одном месте – г. Цы-чжоу в провинции Хэ-бей – в Сунский период применяли роспись под глазурью коричневой краской. Выполняемая широкими и свободными мазками кисти, она отличается большой декоративностью.
Включение Китая в орбиту международных сношений в период монгольского владычества при династии Юань в XIII – XIV вв. заметно сказалось на развитии экономической жизни Китая. Активное участие в мировой торговле вело к оживлению и усилению развития самых разнообразных ремесленных производств страны. В это время значительно развился внутренний обмен между отдаленными провинциями, чему также способствовало расширение и улучшение путей сообщения между ними, в особенности по рекам и каналам. Наблюдается сильный рост городов, по существу в это время являющихся торгово-ремесленными центрами. В развитии различных отраслей ремесленной промышленности заметно улучшение техники и появление новых, более упрощенных методов изготовления, вызванных стремлением ускорить производственный процесс, применительно к большему спросу на китайские товары.
Обеспечение безопасности дорог на Запад содействовало также расширению внешних рынков для китайских изделий и проникновению влияния китайской культуры в страны, через которые проходил и которые соединял с Китаем Великий караванный путь. С другой стороны, и в Китай стали проникать иноземные влияния, заметно отразившиеся, в частности, и на фарфоровом производстве.
В основном в Юаньское время оно продолжает традиции предыдущего, Сунского периода, но сильное развитие керамического производства подготовило пышный расцвет именно фарфорового производства при следующей, Минской династии. Проникновение же иноземных влияний объясняет появление в Китае яркой бирюзовой глазури, до этого времени здесь не встречавшейся. В Цы-чжоу (провинция Хэ-бей) ее стали применять в сочетании с черной подглазурной росписью. Графическая роспись обычно выполнялась очень тонкой линией, причем главнейшими сюжетами были сцены с человеческими фигурами, нередко в обрамлении сложных орнаментов. Роспись такого типа продолжала существовать и при Минской династии.
Другое событие, имевшее огромное значение в дальнейшем развитии китайского керамического искусства, это появление впервые в Китае изделий с синей (кобальтовой) подглазурной росписью – техники, принесенной также с Запада. Многочисленные фарфоровые черепки с такой росписью, найденные в развалинах Хара-хото (северо-западный Китай) и относящиеся, очевидно, к XIV в., позволяют датировать начало этой техники в Китае тем же периодом.
С этого времени расходятся пути развития фарфора и других видов керамики. На первый план выступает фарфор, белая поверхность которого открывает широкие возможности в применении живописи для художника-керамиста, отвлекая внимание от прочих разновидностей керамики, в которых наблюдается некоторый упадок, проявившийся в излишней вычурности, некоторой беспокойности форм и небрежности в изготовлении черепка.
Очень жаль, что нет информации о том, какие конкретно изделия делались. Пусть это вполне логично, но тем не менее