admin

Мастера глиняной игрушки, Иркутск

В силу исторических особенностей центры керамического производства у каждого народа развивались по-своему. На этой основе отрабатывалась и закреплялась технология изготовления керамических изде лий, ставшая частью художественной традиции, которая характеризует своеобразие искусства керамики в каждом регионе нашей страны.

Иркутская область не осталась в стороне от столь распространенного ремесла. Во многих районах области живут мастера глиняной игрушки, творчество которых самобытно и неповторимо. Конечно, искусство глиняной игрушки зародилось в Сибири значительно позднее центральных районов России, и подробного изучения этого вопроса еще не проводилось. Однако сей факт может вызывать особенный интерес, так как настоящее время можно вести речь о формировании школ по изготовлению глиняной игрушки. Именно в Иркутской области, где в последние годы на рынке стали появляться игрушки, сделанные нашими собственными мастерами. Появление одной такой школы, если можно так громко назвать изготовление глиняной игрушки семьи Фридман, наблюдается в г. Усолье–Сибирское.

Усольская игрушка обязательно расписная, ее отличает изысканность цветовой гаммы, благородная простота элементов орнаментов, органичная связь объема и орнамента. Работы лепятся вручную и расписываются свободно, каждый раз в новом варианте. Барашки, кони, медвежата, барышни. Эти образы достаточно традиционны. Глиняная игрушка семьи Фридман в последние годы стала, пожалуй, ближе к жанру мелкой пластики, чем непосредственно к игрушке. Вместо отдельных игрушек все чаще появляются многофигурные композиции. Таковыми являются: Иркутский базар начала века, Коренные народы Сибири, Рождество и др. Именно жанровые сцены позволяют говорить о творческом росте авторов. Работы становятся более интересными, привлекают внимание точностью и подробностью изображения деталей, приобретают элементы исторической достоверности. Однако росписи предшествует кропотливая исследовательская работа по изучению особенностей народного костюма, подбору цветов. Именно поэтому такими яркими получаются образы бурят, эвенков или тофов.

В г. Иркутске около 10 лет при школе № 19 работает Школа художественной керамики, программа которой давно выросла за рамки образовательной школы, так как в ней получают профессиональную подготовку не только дети, но и взрослые мастера глиняной игрушки, объединившиеся в иркутскую общественную организацию Данко.

Глиняная игрушка мастеров Данко имеет свои характерные особенности. Многолетняя работа преподавательского состава школы, постоянное совершенствование мастерства педагогов и учеников выработали определенные принципы в изготовлении и оформлении игрушки: максимальная простота форм, терракота, иногда глазурирование, символизм орнаментов. Как утверждают авторы, очень кропотливо прорабатывается сибирская тематика, благодаря которой появляются образы, рожденные сибирскими, бурятскими мифами и легендами. Все игрушки, - а это и нерпята, лоси, бараны, а также фигурки эвенков, богатырей, как правило, являются свистульками. Причем, мастера-данковцы, организуя народный промысел глиняной игрушки в архитектурно-этнографическом музее Тальцы, уже сами являются продолжателями старых традиций и зачинателями новых.

И это очень хорошо, что в Сибири появляются свои первые ласточки,игрушки, не только радующие детвору, а также служащие методическим материалом для творческих студий, мастерских Домов творчества, клубов и прочих детских объединений. Тем и интересна глиняная игрушка, что она очень своеобразна. За видимой простотой таится мудрость многих поколений мастеров-игрушечников, поиск и творческие искания.

И невольно рождаются мысли: А разве мы также не могли бы? Разве не пора снова научиться петь колыбельные песни, рассказывать, а не читать по книгам сказки, мастерить самим, а те только покупать готовые игрушки? И чем больше таких вопросов и сомнений, тем сильнее желание узнать больше о настоящем игрушечном мастерстве.

Л.С. Дмитриева,
руководитель творческой мастерской Берестень