Чернолощенная керамика
Записки художника по глине…
На вопрос: «Какой кувшин самый красивый?»любой керамист ответит: «Тот, который больше всего похож на женщину!». Даже названия частей керамического горшка глубоко анропологичны: венчик, горлышко, тулово, бока, плечи, ножка, ручка, черепок. Как нет двух одинаковых людей, так и нет двух абсолютно одинаковых кувшинов, даже если их сделал один гончар:
«Мастер! Осторожно касайся глины,
когда ты лепишь из нее сосуд.
Быть может, эта глина,
Есть прах возлюбленной,
Любимой когда-то.
Так осторожнее касайся
Глины своими руками теперь»
Омар Хаям
Способ изготовления чернолощеной керамики был открыт в необозримом прошлом. Кем и когда сейчас установить невозможно. Известно, что у этрусков (VIII—II вв. до н. э.) уже существовала технология изготовления чернолощеной керамики. В России была широко распространена чернолощеная бытовая утварь, пик ее популярности пришелся на период с VII по IXX вв.. Примером тому могут служить многочисленные находки археологов. Недавние раскопки в Охотном ряду и на Манежной площади в Москве открыли человечеству новые образцы древней черной керамики.
Прекрасные образцы современной чернолощеной керамики можно встретить в Грузии, Ростове, Вологде, Нижнем Новгороде, Подмосковье…
Технология чернолощеной керамики позволяет подчеркнуть красоту силуэта сосуда, его графичность. Поверхность (черепок) приобретает сложный, с подпалинами, глубокий черный цвет и гладкую фактуру, напоминая фактуру кожи человека «эль негро».
Сегодня немногим известно, какими удивительными свойствами обладает керамика вышедшая из рук гончара. Но вот наши бабушки еще помнят, что в крынке молоко долго не киснет, каша, приготовленная в русской печи да в горшке невероятно вкусна, а в поле работникам обеды удобней носить в щанках. До наших дней дошло более тридцати наименований керамической бытовой утвари производимой гончарами в России когда-то: рукомой ,латка, корчага, кухля, опарница, корчага, кандюшка, кумочка, кашник, полевик, квасник, кумган, ит.д.
В Грузии есть обычай заливать молодое вино в гигантские кувшины. Такой кувшин строят как дом, и стоит он очень дорого, причем, чем больше лет ему, тем он ценнее. Стенки старого кувшина хранят винную закваску.
Глина это самый «родной» для человека материал, т.к. глина вокруг нас и глина внутри нас. Глина – это осадочная порода, слой ее формируется тысячелетиями и поэтому в ней есть частички всех людей когда
либо живших на Земле.
«…И создал Господь человека из праха земного…» Библия.
А вот как это звучит в народной трактовке: « Бог взял глину, замесил ее и слепил человека по своему образу и подобию. Однако небольшой кусочек глины остался, и Бог, не зная, куда его деть, прилепил его человеку между ног. Вот так получился мужчина. И понял Бог, что теперь Ему придется делать и женщину…»
Археологи часто находили в раскопках древних поселений славян глиняные женские фигурки – «рожаницы». Фигурки имели обрядовое значение и покрывались специальным орнаментом, среди которого особенно выделялся символ засеянного поля. В изобразительном искусстве древних славян засеянное поле изображается, так же как и беременность. Плодородие Земли, ее способность рожать хлеб и кормить людей делали ее в глазах человека всеобщей матерью. Поэтому Земля отождествлялась с женщиной: небо – отец, земля – мать: «Яко земля еси есть и в землю отыдеши». Другими словами, Земляэто материальная сущность человеческой плоти.
Материал подготовлен студией "4РА" - www.gonchary.ru