admin

«Сосуд вечной радости»: японские миниатюрные чайники для чая сэнтя в собрании Эрмитажа

c 17 июля по 15 ноября 2015 года

Санкт-Петербург

В Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца работает выставка «”Сосуд вечной радости”: Японские миниатюрные чайники для чая сэнтя в собрании Эрмитажа».

На выставке представлено 116 уникальных по стилю и характеру изделий из коллекции, хранящейся в Отделе Востока музея. Все предметы экспонируются впервые.

Экспозиция ставит своей целью показать миниатюрные произведения керамики и фарфора, как особый тип декоративно-прикладного искусства Японии, а также представить эти изделия в широком контексте японской национальной культуры, в связи с чайными традициями и их философским и историко-культурным своеобразием.

Коллекция миниатюрных японских чайников Государственного Эрмитажа является одной из крупнейших в мире. Её основу составляет собрание государственного и общественного деятеля, коллекционера и мецената Александра Александровича Половцова (1832-1909).

Чайная культура – один из самых древних и разнообразных феноменов цивилизации Дальнего Востока, и предметы для приготовления и употребления чая составляют значительную часть современных музейных коллекций японской керамики. С чаем японцы познакомились в VIII веке, когда он проник в Японию из Китая. Чаепитие, практиковавшееся вначале замкнутым кругом монастырского духовенства, постепенно приобрело в Японии характер светской церемонии тя-но ю, и в XIV – XV веках чай уже был важной частью аристократического образа жизни. Именно тогда стал формироваться ритуал светского чаепития со строгими правилами и детально разработанным реестром утвари для приготовления напитка, распространились чайные состязания, во время которых участники должны были определить сорт чая и даже место его сбора.

Наряду со старой традицией тя-но ю с XVII века в Японии существовала также и чайная церемония приготовления и питья листового зелёного чая – сэнтядо (сэнтя – собирательное название для ряда самых популярных сортов зеленого чая в Японии). Она отличалась от более ранней церемонии способом приготовления, ритуалом и утварью. К концу XVIII – началу XIX века ритуал, связанный с питьём сэнтя, распространился почти во всех слоях японского общества. Чайник ? главное «действующее лицо» этого действа. Для сэнтядо, также как и для более ранней чайной традиции, было характерно присваивание ее главным атрибутам личных имен, так в Японии сохранился до наших дней чайник, названный «Гикокан» – «Сосуд вечной радости».

Функция и сложная архитектоника «главного спутника чаепития» привели к созданию разнообразных форм и пластических решений. Основой классификации чайников стало наличие ручки, ее расположение и форма. Каждый из видов чайников предназначался для заваривания в нем определенного вида чая.

В Японии на протяжении XVIII и XIX веков происходил процесс миниатюризации всех форм. Это было связано с рядом причин. Во-первых, для духовенства и интеллектуалов чай оставался ритуальным напитком; во-вторых, чай был для многих дорогим товаром; в-третьих, миниатюрные чайники были рассчитаны на индивидуальное пользование или на двоих сотрапезников, что располагало к одиноким или дружеским чаепитиям и соответствовало идеалу жизни мудреца-отшельника, поэта или художника.

На выставке представлены все основные формы чайников. Наиболее ранней является ставшая традиционной и распространившаяся в Европе форма с петлевидной ручкой, поставленной напротив носика. В Японии она получила название тяхэй. Другой ранней формой является чайник с высокой арочной ручкой – добин. Только для «гёкуро», наиболее дорогого сорта листового зеленого чая, использовались чайники без ручки – хохин. Одной из распространенных форм является форма кюсу – чайник с боковой ручкой, расположенной под углом.

Экспонаты выставки представлены по группам в соответствии с материалом или техникой декора. Разнообразие форм и декора изделий позволяет рассмотреть их в широком контексте японской национальной культуры XVII – XIX веков. В то же время большое внимание уделено особенностям традиционного керамического производства Японии, его технологическому и стилистическому своеобразию, а также работам крупнейших мастеров декоративно-прикладного искусства.

Японских мастеров вдохновляли китайские изделия, созданные в знаменитых мастерских Исина и старейшем фарфоровом центре Китая Цзиндэчжэнь. Они являлись отправной точкой для интерпретаций в керамических мастерских по всей стране.

В композиционных решениях росписей чайников предпочтение часто отдавалось китайским сюжетам – изображениям китайских «бессмертных» и отшельников, даосских символов долголетия (журавль и черепаха); в каллиграфии встречаются классические китайские стихи.

К XIX веку в крупных японских гончарных центрах Бидзэн, Токонамэ, Банко были разработаны керамические массы, близкие по пластическим качествам и цвету к уникальным природным глинам Исина. Постепенно отходя от китайских образцов, японские мастера создавали оригинальные, изящно декорированные чайники разнообразных форм.

В XIX веке большую часть продукции японских гончарных центров составляла глазурованная керамика. Одним из крупнейших центров производства керамики этого вида являлся Киото, где работали такие выдающиеся керамисты как Дзороку, Киёмидзу Рокубэй, чьи работы включены в состав нынешней экспозиции. Мастерские провинции Сацума создавали миниатюрные кюсу с декором рельефом и подглазурной росписью. Часть сацумских изделий декорировались в Киото, в том числе – в знаменитых мастерских Кинкодзан Собэй.

Значительная часть миниатюрных чайников в собрании Эрмитажа сделана из фарфора. Известно, что в XIX веке фарфор производили во многих керамических центрах Японии и декорировали подглазурной росписью кобальтом, надглазурными эмалевидными красками и золотом. Редкую группу фарфоровых изделий на выставке составляют чайники из мастерских Микавати (известные как фарфор Хирадо), покрытые белой глазурью и украшенные рельефным и резным декором.

Интерес японских керамистов конца XIX – начала ХХ века к новым декоративным решениям вызвал использование в декоре красного и чёрного лаков, а также имитацию металлов и характерного для работы по металлу декора ювелирными сплавами. Особую группу составляют фарфоровые изделия, декорированные в таких крупных эмальерных центрах как Киото и Нагоя. В их декоре применена перегородчатая эмаль.

На выставке также представлены китайские изделия печей Исина, послужившие прототипами японской керамики, и японские миниатюрные чайники из металла. Гравюра укиё-э и фотографии, тематически связанные с чаем и чаепитием, дополняют экспозицию.

К выставке Издательством Государственного Эрмитажа выпущен научный иллюстрированный каталог «”Сосуд вечной радости”: Японские миниатюрные чайники для чая сэнтя в собрании Эрмитажа» (2015). Кураторы выставки: ведущий научный сотрудник Отдела Востока Татьяна Борисовна Арапова и Анна Алексеевна Егорова, сотрудник Научно-просветительного отдела Государственного Эрмитажа.

Государственный Эрмитаж

Адрес:

город Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, д. 2

Проезд:

Ст. м. "Адмиралтейская", "Невский проспект", "Гостиный двор"; тролл. №№ 1, 7, 10, 11; авт. №№ 7, 10, 24,191 до ост."Государственный Эрмитаж"

Телефоны:

(812) 571-34-65

Сайт - www.hermitagemuseum.org/

EMail:

visitorservices@hermitage.ru, press@hermitage.ru