История народных ремесел огромна и очень красива. Еще много можно почерпнуть и народной памяти. То, что мы видим в музеях, - лишь малая часть материальной культуры предков. Но даже эта малая частичка дает представление о том, как жили наши предки, как умело работали с природными материалами, как бережно относились к природе.
Любая частица природы способна принести радость творчества и пользу. Взгляните на старый туесок, корзинку, плетёную соломку... нужно по-доброму и с уважением относиться к чудесным дарам природы, которым руки мастеров придали законченную форму.
Это совместный проект музея Кижи с Музеем берестяных скульптур народного мастера В.А. Костылева и Дворцом творчества детей и юношества г. Петрозаводска.
На выставке представлены предметы крестьянского быта из бересты и изделия известных карельских мастеров Василия Костылева, Юрия Любимцева и Ирины Титовой. В их работах отражены не только древние бытовые традиции плетения из бересты, но и представлен новый взгляд на возможности использования бересты.Предметы из бересты легко вошли в современный интерьер, и ныне благодаря своей красоте, целесообразности и высоким художественным качеством они являются не только элементами быта, но и произведениями традиционного народного искусства.
Плетение из бересты - древний народный промысел. Автор книги наглядно и доступно рассказывает о приемах изготовления из бересты как простых, так и сложных, требующих немалого мастерства, бытовых и хозяйственных предметов, украшений, игрушек.
Книга будет интересна не только новичкам, осваивающим азы ремесла, но и мастерам, посвятившим не один год этому увлекательному занятию.
Береста - это чудо-материал: красивая, пластичная, прочная, легкая, а главное, обладает необыкновенной энергетикой. Об этом знали еще наши прадеды, которые изготавливали из нее примитивные предметы домашней утвари: туеса, короба, кузова.
История берестяного ремесла уходит корнями в далекое прошлое. Первобытный человек жил в полном единении с природой. Вся его жизнь зависела от нее: природа давала пищу, строительные материалы и орудия труда. Деревья были объектом поклонения, связанным с добрыми силами - берегинями. С деревом, которое его укрывало, обогревало, охраняло и кормило, у человека были особенные отношения.
Он верил, что его судьба таинственным образом, связана с деревом, которое он выбрал в качестве своего тотема, причем тотем - это не божество, а родственник, друг, брат, с которым можно посоветоваться, который оказывает услуги, на которого можно магически воздействовать. У каждого народа были свои почитаемые деревья.
Скромные берестяные изделия Верхней Уфтюги отличаются неразрывной связью росписи с формой изделия и его материалом, пластической красотой ритмичного и плавного орнамента, гармоничностью сочетания красок, виртуозностью приемов свободного кистевого письма. Роспись производится сухими порошками красок с прибавлением клея. Наряду с кистью используется тампон.
Вятская губерния славилась промыслом берестяных тростей, которые были модными у горожан в XIX веке. Берестяные трости были легкими и прочными, к тому же прекрасно смотрелись. Круглые заготовки бересты нанизывались на металлический прут и шлифовались.
Известны берестяные промыслы туесов и кисок. Киска - это своеобразный ковер (2-2,5 м на 1м), который использовался для защиты от дождя. Известны берестяные промыслы в Рязанской, Могилевской, Нижегородской губерниях и в Закарпатье.
Шемогодская прорезная береста, пожалуй, самый известный берестяной промысел в России. Знаменит он и за границей. Название свое промысел получил от речки Шемоксы, что впадает в Северную Двину ниже Великого Устюга.
К 1882 году в Шемогодской волости В. Устюжского уезда помыслом занимались 168 человек. Вот что писалось в Очерке кустарных промыслов Вологодской губернии: Лучшие бурачники в деревне Курово-Наволок. Они делают по заказу чрезвычайно изящные бураки. Имеются в виду изделия, украшенные прорезной берестой: туески, блюда, перчаточницы, пеналы, дорожные шкатулки и другие изделия. Изящный растительный орнамент, вырезанный мастером, украшал стенки и крышки изделий. Береста на темном или золотистом фоне выглядела как дорогой материал. Естественно, и изделия были привлекательны для покупателя.
Природная, естественная окраска соломки очень красива и при этом очень разнообразна. Она хороша сама по себе: напоминает золото, серебро: цвет ее меняется в зависимости от того, как она расположена в панно – горизонтально или вертикально.
Существует несколько способов тонирования соломки.
Ее можно поджечь горячим утюгом, тонировать в нужных местах прибором для выжигания или, ещё даже лучше, концом паяльника (его расплющивают молотком и загибают, придавая форму лапки, которой очень удобно тонировать маленькие детали соломки). При любом из этих методов изменения цвета соломка не теряет своего замечательного блеска.
Чтобы научиться плетению на профессиональном уровне, вам понадобится не меньше четырёх лет.
Новички начинают с изготовления основ для небольших изделий. Крупные вещи потребуют от ваших рук немалой силы.
Обычно мастер сидит на полу или низенькой скамейке, а перед ним находится наклонная доска, которая поддерживает плетущуюся корзину.
Инструменты, используемые в работе, немногочисленны: это шило, острый нож, ножницы-секаторы и тяжёлый металлический брусок, которым уплотняют ряды прутьев.
Плетение из соломы появилось вместе с земледелием, когда соломы, после обмолота урожая, оставалось так много, что человек начинал задумываться, а на что ещё, кроме кормления скота, можно её использовать.
В результате народного мозгового штурма, для соломы нашлось немало применений.
В частности, в голодные времена было актуальным подмешивание соломы в хлеб для визуального и желудочного обмана.
Ближе к весне у некоторых стеблей крапивы, особен но надломленных ветром, кое-где уже отслаивается верхний слой коры, в котором находятся волокна.
Их гибкость и прочность давно оце нили птицы. Например, клест всег да ищет крапивник, чтобы благоус троить своё зимнее гнездо. Воробей нет-нет да и прихватит крапивное волоконце для заделки случайных щелей в утеплённом ещё с осени гнезде.
Береста у индейцев. Береста в жизни северных индейцев: каноэ и вигвамы.
Берёзы, красивые стройные деревья, которые американцы любят сажать во дворах, в качестве декоративных растений, являются исконными жителями долины реки Коннектикут.
Они широко населяют северные леса американского континента, и отчётливо выделяются на фоне других деревьев цветом своей гладкой белой коры, отслаивающейся от ствола тонкими слоями, напоминающими бумагу.
Береста была верной спутницей древних славян: в неё обувались, ей украшались, расчёсывали волосы, в ней хранили продукты, из неё питались, ею одевались и на ней писали, наконец.
Ещё недавно, повально мечтая превратить свои дома в искусственно-синтетические евронорки, горожане оставались совершенно равнодушными к простонародной бересте.
Однако, возврат к корням, происходящий сейчас во всём мире — это не просто дань моде. Это — интуитивно-иррациональное понимание того, что только в окружении природных материалов мы можем чувствовать себя, как дома.
Плетение - прекрасное занятие для досуга. Оно подходит даже и городским жителям: заготовив лозу с лета, Вы сможете весь год заниматься плетением, разнообразя интерьер своего дома. Плетёные изделия - прекрасный подарок друзьям и знакомым. Ведь сплести можно не только корзину; отлично смотрятся, например, плетёные абажуры, декоративные полочки, безделушки. Нужно лишь немного навыков и фантазия!